АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа

«12» 05   .2003   г.                                                                                                                                                           Дело № А07-2648/03-А-ЧСЛ

Судья Арбитражного суда Республики Башкортостан Чернышова С.Л. при ведении протокола судебного заседания  судья Чернышова С.Л. (указать лицо, которое вело протокол) рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Предпринимателя Евдокимова Б.К.______________________________

(наименование заявителя)

МУП «Комбинат специализированного обслуживания»___________

 

о  признании незаконными действия должностного лица

при участии:

от  заявителя -  Ермолаев И.Н. - представитель по дов от 04.02.03г., Евдокимов   Б.В.-

предприниматель.

от ответчика - Шаяхметов Р.Р. - юрисконсульт по дов от 04.02.03г.

В Арбитражный суд РБ обратился предприниматель Евдокимо Б.В. с заявлением к МУП «Комбинат специализированного обслуживания» ( МУП КСО») 1) о признании незаконными действий директора МУП «КСО» С.В.С., выразившиеся в препятствовании осуществления предпринимательской деятельности по копке могил на Южном кладбище Уфы, а также 2) признать за предпринимателем Евдокимовым Б.В. право осуществления предпринимательской деятельности по оказанию ритуальных услуг и копке могил на Южном кладбище г.Уфы.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал частично, ходатайствовал об уточнении требований в порядке ст. 49 АПК РФ , согласно которому отказался от требования по второму пункту заявления.

Представитель ответчика согласно представленного отзыва и в судебном заседании требования не признает. В обосновании своих возражений ссылался на г.25 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле», согласно которой оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами

исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Представитель             ответчика             пояснил суду, что МУП «Комбинат

специализированного обслуживания» является специализированной службой по вопросам похоронного дела и только данное предприятие вправе оказывать услуги по погребению, поэтому предприниматель Евдокимов Б.В. не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе и копке могил, на территории Южного кладбища г.Уфы, являющегося структурным подразделением МУП КСО, поэтому действия директора МУП КСО С.В.С. являются законными.

Выслушав представителей сторон , изучив представленные документы , суд установил:

Евдокимов Б.В. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица постановлением Администрации Ленинского района г.Уфы №1459 от 20.12.2002г., о чем выдано свидетельство №4548 ( л.д.7). Осуществляемый вид деятельности указан - ритуальные услуги.

Согласно данным ГК РБ по статистике предпринимателю присвоен код постановки на учет ОКВЭД - 93.03 - организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

14 января 2003 года предприниматель Евдокимов Б.В. заключил договора с предпринимателем Талисовой Г.Г. и ООО МСФ «Стройпроектсервис» на оказание ритуальных услуг. ( л.д. 9,10) . Согласно указанным договорам предприниматель обязуется выполнить работы по оказанию ритуальных услуг , а именно копка могил.

Во исполнение договора с предпринимателем Талисовой Г.Г. в период с 14 по 24 января 2003 года Евдокимов Б.В. получал от ЧП Талисовой Г.Т. заказы на копку могил на кладбище «Южное» г.Уфы. Выполнение услуг подтверждено счет-фактурами и актами выполненных работ.

Договор с ООО МСФ «Стройпроектсервис»  не исполнялся.

24.01.2003г. директор МУП «КСО»   С.В.С.   воспрепятствовал доступу   предпринимателя Евдокимова Б.В.   на кладбище «Южное» г. Уфы для осуществления своей предпринимательской деятельности и выполнению договорных обязательств.

Данное обстоятельство подтверждается  письмом директора  Святынчук В.С.,  направленному в адрес  Ленинского РОВД г.Уфы, из которого следует что дирекция  кладбища «Южное»  препятствует осуществлению деятельности по копке могил и насильственными методами выдворили предпринимателя с территории кладбища «Южное», а также актом от 20.02.2003г.

Предприниматель Евдокимов Б.В. обратился в суд с заявлением о признании действий директора МУП «КСО» , выразившиеся в недопуске на кладбище для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием ритуальных услуг,- незаконными.

Оценив доводы представителей сторон, представленные документы , суд находит требования заявителя обоснованными по следующим основаниям:

Федеральный Закон РФ «О погребении и похоронном деле в РФ» № 8-ФЗ от 12 января 1996 года ( далее Закон) ( в редакции от 11 декабря 2002 года) , регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает: гарантии погребения умершего с учетом волеизьявления, выраженного лицом при

жизни, и пожелания родственников, а также основы организации похоронного дела в РФ, как самостоятельного вида деятельности.

В соответствии со ст. 5, 6 ФЗ « О погребении и похоронном деле» гражданин вправе выразить волеизъявление о достойном отношении к его телу после смерти , в том числе в отношении быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Таким образом, указанные нормы Закона устанавливает круг лиц, имеющих право на осуществление погребения умершего.

Статья 3 Закона определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Учитывая специфику данного вида деятельности , государство
установило определенные гарантии                    при              осуществлении погребения умершего ( ст. 8) , а также гарантированный перечень услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение ( ст. 9) .

Перечисленные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела , которая может наделяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания данных услуг в течение месяца, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.

Исходя из системного анализа Закона следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела несут юридическую ответственность за устройство и содержание мест погребений, осуществление гарантий погребений, исполнение волеизъявления умершего о погребении, предоставление

гарантированных Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и аналогичном Законом Республики Башкортостан ( от 25.12.1996г.) перечня услуг по погребению, а также погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя умершего.

Тем самым нормы данного Закона не препятствуют в осуществлении деятельности по погребению иным лицам , перечисленным в Законе ( родственникам . законным представителям , иным лицам , взявшим на себя указанную обязанность)

!>

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются на безвозмездной основе по волеизъявлению родственников умершего либо в случаях , установленных Законом специализированной службой и реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Именно для осуществления гарантий погребения умершего согласно ст.25 Закона                         осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела,  создаваемыми органами исполнительной  власти субъектов; Российской   Федерации   или   органами   местного   самоуправления,  порядок       деятельности   специализированных   служб   по   вопросам    похоронного   дела определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно Устава муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания» Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Уфы, зарегистрированного Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Уфы № 1170 от 14 августа 1998 года, следует, что предприятие является коммерческой организацией. Раздел 3 Устава устанавливает основные виды деятельности: помимо оказания ритуальных услуг, предусмотрены ремонт и обслуживание автомобилей, капитальное строительство, пользование недрами, транспортировка грузов , оказание складских услуг , посредническая деятельность и иные виды деятельности не запрещенные законом.

Согласно п.6.1,6.2 Устава должностным лицом Предприятия является его руководитель , осуществляющий деятельность на основании Контракта. С директором С.В.С. заключен Контракт №200 от 29 декабря 2000 года.

Деятельность директора осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ и РБ.

Согласно Устава МУП «КСО» кладбище «Южное» является структурным подразделением Предприятия.

Как следует из представленных Ответчиком Положения о заведующем кладбища , заведующий обязан содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, захоронение умерших, подготовку регистрационных знаков , устанавливать нормы отвода земельного участка и правила подготовки могил .... Обязанности санитара кладбища определены п.4 должностной инструкции.

В ходе судебного разбирательства суд предложил представителю ответчика пояснить процесс погребения умершего в случае обращения родственников с заявлением о предоставлении места для захоронения.

Представитель ответчика пояснил , ( пояснения зафиксированы в протоколе судебного заседания от 02.04.2003г.) что при обращении родственников умершего в Администрацию кладбища ими должно предъявляться свидетельство о смерти , затем согласно их заявлению определяется место захоронения , указывается номер участка . Данные умершего заносятся в журнал с указанием присвоенного номера участка. Санитар кладбища по указанию заведующего определяет границы могилы, подготавливает регистрационные знаки. В случае волеизъявления родственников о копке могилы своими силами или приглашенным лицом санитар осуществляет контроль за правильностью копки могилы в пределах установленных границ.

Таким образом , при осуществлении погребения родственники умершего
вправе в соответствии с его волеизъявлением, либо по своему выбору
осуществить процесс погребения , заключив при этом договор на оказание
определенных видов ритуальных услуг                          с любым субъектом

предпринимательской        деятельности,        наделенным        соответствующими полномочиями.

Статья 34 Конституции РФ признает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Ссылку представителя ответчика на ст.25 Федеральный Закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле», суд находит несостоятельной как основанную на неверном толковании Закона , влекущем ограничение гражданского права осуществления предпринимательской деятельности по оказанию ритуальных услуг субъектами гражданских правоотношений, лишь правоспособностью специализированной службой по вопросам похоронного дела, что ведет к ущемлению конституционных и гражданских прав остальных участников данных правоотношений.

Нормы гражданского законодательства, основными началами которого являются признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации), соответствуют статье 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации, и, направлены на их обеспечение и создание - наряду с положениями других федеральных законов - необходимой правовой основы предоставления гражданам ритуальных услуг.

Кроме того, согласно заключения Министерства экономики Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года по изложенным обстоятельствам , действия МУП «КСО», выразившиеся в запрете осуществления копки могил на городском кладбище «Южное», содержит признаки нарушения ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», запрещающий действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе препятствий на рынок других хозяйствующих субъектов.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными.

Поскольку из вышеизложенного следует , что действия директора МУП «Комбинат специализированного обслуживания» С.В.С. , выразившиеся в воспрепятствовании осуществления предпринимательской деятельности по копке могил предпринимателем Евдокимовым Б.В. , противоречат требованиям Конституции РФ ( ст. 34) , ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О погребении и похоронном деле» и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности , суд признает данные действия незаконными.

С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с Законом «О государственной пошлине» ист. НО АПК РФ госпошлина подлежит возмещению заявителю за счет ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 150, 167-170, 201 АПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать действия директора муниципального унитарного предприятия
«Комбинат специализированного обслуживания» УКХиБ г.Уфы С.В.С.,
выразившиеся в воспрепятствовании допуска предпринимателя Евдокимова Б.В.
на территорию кладбища «Южное»                          г.Уфы для осуществления

предпринимательской деятельности по оказанию ритуальных услуг по копке могил,- незаконными.

Взыскать с МУП «Комбинат специализированного обслуживания» УКХиБ г.Уфы 20 руб - сумму судебных расходов в пользу предпринимателя Евдокимова Б.В.

В части требований по п. 2 заявления производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки , предусмотренные АПК РФ.

Судья                                                                       С. Л.Чернышева

В соответствии с требованиями ст. 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме. Решение изготовлено в полном объеме 05.06.2003г.